Ибо без меня не можете делать ничего… Я есть лоза а вы ветви Иоанна 15 4-5
Есть такая глупая мирская поговорка – на Бога надейся и сам не плошай. Из моего опыта эту поговорку часто говорят люди, чтобы оправдать, почему они не приходят к Нему. Говоришь им – нужно прийти к Господу, покаяться во грехах, креститься для прощения грехов, продолжать жить в общении с Господом. А они говорят – на Бога надейся и сам не плошай. Как будто подразумевая, что у них их собственный бог типа в сердце, а сами они живут своей жизнью как могут и как хотят или как им кажется правильным. Это конечно же печально… Печально, что между ними и истинным Богом как бы громадная кирпичная стена, которую они сами выстроили, а приходить к истинному Богу они не хотят.
Проблема в том, что иногда и некоторые люди которые называют себя христианами тоже любят говорить эту поговорку, подразумевая, что то что они такие хорошие христиане – это результат их собственных усилий и стараний. А Иисус говорит простые но истинные слова – без Меня не можете делать ничего.
Проблема в том, что в нашей жизни , которую мы называем жизнью христианской, духовной, мы часто всецело на Бога вообще не надеемся, мы надеемся только на самих себя. А сами давно уже оплошали. Если эта поговорка для нас актуальна и мы в нее верим – то на самом деле мы на надеемся только на себя, а на Него не уповаем.
Как-то ко мне пришли гости и мы говорили об огороде, об урожае в прошлом году, что мы что-то там посадили и что-то там хорошо выросло. Мы неправильно понимаем даже этот вопрос. Вернее на словах мы конечно же говорим что Бог дает нам урожай, но в глубине души, где-то в потайных полочках нашей души мы по-прежнему искренне верим, что то что на огороде что-то выросло – это результат нашей работы. Наших стараний. Наших усилий. Ну мы ж читали так разные газеты, статьи в Огороднике, Пораднице, смотрели кучу ютуб-роликов о том, как там правильно что выращивать. И мы в сердце считаем, что то что там вырос хороший урожай это результат нашей работы и наших усилий. А сказать хотя бы ближнему своему на вопрос как это удалось – мы скажем, ну вот, я купил Краз перегноя, заказал удобрение на ОЛХ, пошел в свит рослын на Водоканале, поливал вот и получилось, а сказать что ты знаешь, это на самом деле Бог так меня благословил – мы не скажем. Мы даже не подумаем…
Почти то же самое происходит и в нашей повседневной жизни и духовной. Мы считаем, что все что мы делаем, или что-то получается у нас – это результат наших собственных стараний и усилий, наших умений, наших способностей.
Обычно наша молится ограничивается как – я сам все могу. Ну, помощь Божия не помешает, я думаю. Куда бы я ни пошел – помощь Божия не помешает. Я иду набираю текст на компьютере, я иду там с ребёнком в школу, я делаю с ним домашнее задание, я варю кушать, еще что либо делаю. Для меня обращение к Богу является необходимым только потому что так надо. На самом деле я надеюсь на себя всецело и полностью. Я хороший повар, хозяйка, я хороший родитель, воспитатель, водитель. Я все хороший, но на всякий случай от лиха какого-нибудь, то есть я хорошо управляю машиной, но вот чтоб дурак на красный свет не выехал, лучше помолиться. Но сам-то я уверен о себе, просто я ограждаю себя от каких-то несчастных случаев, чтобы вместо соли не насыпать сахара, вместо перца кориандра, а так в принципе и так хорошо готовлю. И поэтому наша обычная молитва часто формальна. Поверхностна. Мы часто говорим стандартные молитвы, Отче наш, потому что так надо, просто потому что вроде бы как не хорошо не молиться вообще. Ну вот так собственно и живем. Если у нас не получается что-то , ну скажем, вот на работе какие-то заморочки, трудности какие-то, ну вообще-то все нормально у меня, я и сам справлюсь, но вот тут какая-то сложность с которой я не могу справиться. Я начинаю, помолится, не молиться всем сердцем, а просто помолиться чтобы как-то ситуацию трудную исправить. Смотрю, Господь все исправил, живу себе дальше. Это жизнь большинства из нас. Почти все так живут. Поэтому ничего с ними часто не происходит. Настоящие перемены начинаются с того, когда человек познает свою немощь, свою постоянную потребность в Господе. А мы в себе уверены! Поэтому ничего с нами не происходит. Мы к Богу приходим потому что надо к Нему ходить, надо причащаться в надежде на будущую жизнь и на будущее спасение, и особенно когда от Него нам что-то надо, ну заболел кто-то, то есть просить каких-то вещей, то есть попросили, все произошло, о чем мы просили, но мы какие были такие и остались, с нами, внутри нас ничего не произошло. Каким ты был , таким остался. И вот мы читаем священное писание, читаем что есть такое понятие как благодать, ну да у нас бывает хорошее настроение, да, я понимаю, что такое любовь, да, я люблю сына своего, мужа не так люблю, все равно люблю, я ж о нем забочусь, собаку, кошку, очень цветы люблю, соседку правда не люблю, но я работаю над тем, чтобы не каждый раз огрызаться когда она на меня наезжает. Примерно такой расклад. И когда мы читаем священное писание там ветхий человек, новый человек, что есть плод духа, есть плод плоти, мы думаем, что это не про нас, это не для нас, и вообще Христос для нас это просто Бог, живущий нам на небесах, мы Ему переодически телеграмки отправляем, и даже иногда получаем что-нибудь в ответ, ну хорошо, ну раз получаем, значит Он нами доволен в принципе.
Настоящие перемены в человеке начинаются тогда, когда он познает свою немощь, свою постоянную потребность в Боге, что без Господа он просто погибнет. Тем более в вопросе спасения своей души.
Матфея 19 26 Кто же может спастись? Человекам это невозможно, но все возможно Богу
.
Мы можем подумать о себе – ну какой я все-таки молодец. Пришел в церковь. Покаялся. Крестился. Не пропускаю собрания. Не пью. Не курю, как эти некотрые. Да еще и проповедую. Наверное Бог мной точно доволен. Молодец все-таки. Это все попахивает фарисеем – благодарю, что я не такой как прочие человеки. То что человек приходит ко Христу – это результат прямого вмешательства Бога в его жизнь.
Мы видим, как люди приходят в церковь впервые. Приходят переселенцы по четвергам на выдачу слушать Божье слово. Слышат слово о покаянии и крещении, когда им говорится, что крещение – это завет с Богом для прощения грехов и начала новой жизни. Но сердце может быть все равно черствым и не принимать слова Божьего всерьез. Нужно не просто умом понять о том, нужно креститься. Нужно всем сердцем уразуметь, что без Господа , без его прощения, без его милости, без его спасения ты навсегда погибнешь. Но даже осознание человеком своей потребности в Боге – это то, что приходит благодаря самому Богу. И даже покаяние это тот процесс, который человек в общем-то сам по себе не может выполнить.
Никто не может прийти ко мне, если не привлечет его отец Мой. Иоанна 6 44-49
Сердце человека может быть по-прежнему черствым и подобным каменистой почве, если Господь по своей милости не коснется его и не привлечет его к Себе.
Не вы меня избрали, а я Вас избрал. – сказал однажды Иисус Своим апостолам. И точно так же он и нас однажды коснулся словом своим. Наше сердце могло бы быть и дальше подобным каменистой почве, мы по-прежнему могли бы быть жестокосердными людьми как и раньше, но Бог по своей великой милости коснулся нас и исцелил и привел к покаянию. Но сатана и тут может нам напомнить поговорку – на Бога надейся и сам не плошай. Мы можем сказать, ну как же, это ж я 40 лет назад покаялся, крестился, это ж я сам молодец такой, пошел к нему навстречу – то что Он простил меня это результат моего ответа на Его призыв. Но это был именно Господь, который по любви Своей пошел первым нам навстречу.
Придите ко мне, я исцелю вашу непокорность – Иеремия 3 глава
Господь настолько милостив, что даже к покаянию нас приводит.
Римлянам 2 3-11 – благость Божия ведет тебя к покаянию.
Даже когда мы уже стали на путь с Господом, нам не стоит кичиться тем, что мы уже опытные христиане, что мы уже лет 40 во Христе, что мы знаем больше чем знают другие, потому что в одном месте апостол Павел сказал – кто думает что он стоит, берегись чтобы не упасть. Первое послание к Коринфянам 10:12-13
Если мы в целом не склонны к грехам, к которым были склонны раньше, то это тоже все по милости Господа. Он дает нам сил и благодать Свою, чтобы мы могли выбирать добро, а не наши злые поступки, которые нам были свойственны раньше. И если мы видим брата или сестру во Христе, у которой есть грехи, нам не стоит осуждать его, и говорить, вот я на твоем месте давно уже не пью, не курю, не то что ты. Мы приписываем себе, а не Богу, славу за то, что Он нас освободил от греха. Кто думает что он стоит – берегись чтобы не упасть.
Слово об Иисусе и Его страданиях
Бодрствуйте и молитесь чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна. Иисус молился в Гефсиманском саду. Эти слова о том что дух бодр плоть же немощна он сказал прежде всего о самом себе. Его дух был бодр, потому что Он молился. А плоть как и наша была немощна. Поэтому он и просил у Господа для Себя помощи. Потому что даже пот его был как капли крови. Сначала Иисус просил чтобы Господь позволил если Ему угодно не пить эту чашу, то есть чтобы Бог позволил ему не идти на крест. Он трижды просил его об этом. Просил потому что и его плоть в тот момент была немощна. Потом что Он был человеком.
Если у Иисуса плоть была немощна, то что уже говорить о нас? Мы молимся известной молитвой Отче наш, где есть такие слова, которые мы так часто повторяем вскользь – и не введи нас в Искушение но избавь нас от лукавого. Осознаем ли мы что значат эти слова? Или мы их просто машинально повторяем? Механически пробубнив перед сном … Если Сам Иисус говорит нам молиться, чтобы Бог не ввел нас в искушение но избавил нас от лукавого – это означает, что Бог может действительно иногда ввести нас в искушение. Это все в Его воле. И от лукавого может избавить… А может не избавить. Это все тоже в его воле. Сами по себе мы не можем избавить себя от лукавого. Сколь праведными мы не были. Сколько лет мы бы не были христианами. Сколько бы мы не читали Библию – сами без помощи Господа мы ничего не можем сделать. Поэтому если мы больше не бухаем, не курим, не сквернословим, не смотрим на других женщин с вожделением, как раньше – это потому что Бог помогает не ввести нас в искушение. И от лукавого избавляет нас. Это не мы. Не наша заслуга. Это Он в нас действует. Его благодать.
Мы все знаем наши немощи, наши грехи, свойственные нам. Наши слабости. Наши падения. У кого-то пристрастность к выпивке. У кого-то к женщинам. У кого-то к деньгам или вещам. У кого-то к гордости, тщеславию, желанию власти. Кто-то обидчивый. Кто-то завидует ближнему своему. Если мы это действительно за собой знаем – тем более горячей должна быть наша молитва – когда мы действительно говорим эти слова – не введи нас в искушение, но избавь нас о лукавого. Потому что наша победа над грехом – это тоже все в руках Господа.
Господь умалил себя и стал человеком из любви к нам. Сын Божий стал человеком и испытал все телесные искушения. Он как написано был искушен во всем кроме греха.
Самым величайшим искушением было воспротивиться воле Бога и не пойти на крест. Явился же Ему ангел с неба и укреплял Его. Даже Иисус во плоти нуждался в помощи свыше. В помощи от Отца Своего небесного. Он был человеком как мы с вами и познал телесные скорби во много раз больше , чем мы с вами. Исаия 52 последние стихи. Отец видел его страдания перед Голгофой. Господь понимал, как ему тяжело. Понимал, что без помощи свыше Иисус не сможет перенести будущую скорбь. И Отец послал ему ангела с неба. Луки 22 43. Даже Иисус как человек не смог бы претерпеть крест без помощи Отца. Что уже говорить о нас с вами? Если мы считаем себя такими праведными и успешными христианами – не будем гордиться собой. А лучше вспомним о том, что мы как люди непостоянны и можем в одно мгновение вернуться к греху, если бы не благодать Господа.
Молитва
Все писание порой многогранно. И порой нельзя по одному месту писания сделать однозначный единственно правильный вывод. Ну вот давайте рассмотрим вопрос молитвы. Иисус сказал, как нам молится в ответ на вопрос Научи нас молится. И мы вроде бы знаем как – Отче наш, сущий на небесах.
Но апостол Павел говорит интересную вещь, противоречивые слова – Ибо мы не знаем, как молиться .. Но сам дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Мы даже молиться не знаем как.
Послание к Римлянам 8:26-28
Представьте себе ну что вы заболели. Скажем Ковидом. Ну и вы естественно как бы молитесь. Как Вы молитесь? Ну протараторим пару раз Отче наш. Ну Господи, исцели меня, сказали 2-3 раза в день, перед едой, в общем-то как-то стандартизировано, формализовано молимся. Мы помолились и перестали. Так ведь? В сущности мы попросили формально Бога а дальше все оставляем на Его волю. Ну выживем так выживем не выживем там не выживем. Так ведь? Вот. Пока вдруг нас не пронзит мысль о том, что мы умираем. А умирать нам либо нельзя либо мы не готовы. Или тут среди нас есть те, кто во Христе уже лет 40 и они считают себя готовыми к тому, чтобы со Христом встретиться? Я лично такого о себе не могу сказать.
И вот когда мы оказываемся в таком бедственном положении, порой перед лицом смерти, тогда возникает молитва. Не чтение заученных фраз. Когда мы понимаем, что мы умираем, мы начинаем молится совсем иначе. И это напряжение , для нас не важно прочитать что-либо или помолится, для нас важно получить просимое. Получить исцеление. Не так как в песне Nautilus поется – мерилом работы считают усталость. А так чтобы только результат . Я должен вылечиться, мне необходимо. И такой человек не заснет. Разве что обессиленный. Он непрестанно зовет к Богу, весь устремляется в этом порыве. Мы так почти не делаем. Мы стандартно читаем какие-то стандартные молитвы. А когда молитва становиться глубинной, то мы действительно не ограничимся лишь молитвой Отче наш, а мы не знаем как молится, как должно, но Сам дух ходатайствует за нас.
Не ты ли кругом оградил его? Иов 1 глава.
Интересный вопрос сатаны к Богу. И Бог не сказал, нет это не я. Он не сказал, что это Иов сам молодец, живет праведной жизнью. Это действительно Бог оградил Иова. У Иова была лишь воля, направленная к заповедям Бога и к общению с Ним. Но все остальное благополучие – это было милостью Бога. Именно Бог оградил Иова от искушений , от бед, от горя, когда у него был период благополучия славы и богатства.
Почему же тогда Господь допустил это? Возможно потому, что где-то в глубине души Иов стал думать, что его благополучие это результат его праведной жизни, его собственных усилий. И в книге Иова мы видим, что Иов даже дошел до того, что стал требовать отчета у Бога – почему это он вдруг допустил такие беды, раз Иов так праведно жил и раз он невиновен.
Мы тоже должны быть очень осторожны. Мы можем как христиане говорить, что слишком опытные, знаем ответы на все вопросы, что мы наши знания активно увеличиваем по средам, ходя в разные колледжи христианские, получая степень профессора и богословия, умеем дерзко спорить, доказывать, что вот я лучше знаю Библию, чем ты, я более опытный, и можем в глубине души подумать, что мы выше других, раз уже в церкви лет 30, а не то что эти новообращенные. Если мы только так подумаем – Бог легко может дать нам понять, что на самом деле мы в своей гордыне очень далеки от Него. Мы можем в нашем надмении над другими по-прежнему как фарисеи молится молитвой Отче наш, но настоящей глубинной молитвы не будет. Будет просто повторение заученных фраз. А сокровенного разговора с Богом в молитве не будет.
Слово о Данииле
Бог даровал Даниилу милость и расположение начальника евнухов (1 глава Даниила)
Господь творит невероятные вещи. Вещи, которые неподвластны нам самим. На которые мы сами неспособны. Мы думаем что то что у нас все получается – это результат того что мы такие хорошие, успешные. Но на самом деле если у нас получается устроиться на хорошую работу, если получается по жизни и нам кто-то очень помогает – это потому что Бог дает нам расположение добрых людей. Не потому что нам повезло. Такого слова даже не должно именоваться у христиан. А потому что Бог дает нам расположение добрых людей.
И так во всем. У Даниила было трое друзей. Как их звали? Как?
Так вот Бог даровал им четверым знание и разумение всех книг. Мы можем гордится тем, что у нас 2 или даже 3 высших образования – но на самом деле знание и разумение дает нам Господь наш.
Пересмотрим свою жизнь. Давайте поймем, что без Бога мы никто на земле. Без Бога мы дышать не сможем. Без Бога мы покаяться не сможем. А если не покаемся – то соответственно и не крестимся. А если крестимся машинально, за компанию, не осознанно, без покаяния – то грош цена такому крещению. Все в руках Господа, даже наше спасение и вечная жизнь. Ибо как сказал Иисус – без Меня не можете делать ничего.